Предварительная работа по теме

«Природный и животный мир Пермского края»

 

Фауна Пермского края.

Фауна - это животный мир, то есть животные, птицы, пресмыкающиеся, насекомые и рыбы.

В Пермском крае очень богатая фауна. Одних только насекомых насчитывается около десяти тысяч видов. Впрочем,главными в животном мире принято называть тех,кто крупнее размером. Первый – это, конечно же, бурый медведь. В Пермском крае он – главный среди зверей, самый крупный (вес достигает 480кг). С давних времен медведь считается самым  почитаемым животным Прикамья и поэтому попал на официальные символы (гербы и флаги) города Перми,Коми-Пермяцкого округа и Пермского края.

Размерами и весом с медведями могут соперничать только лоси. Эти лесные великаны достигают роста в два с лишним метра и весят до 450кг.

Кого еще можно встретить в лесах Пермского края?Барсука, белку, бобра, волка, выдру, ежа, зайца,куницу, ласку, ондатру, норку, рысь и многих-многих других животных. Самые маленькие животные Прикамья –землеройки.

Некоторые животные занесены в Красную книгу.Они могут исчезнуть – их нужно охранять.

Кстати, в воде в Пермском крае за главных рыб щуки и сомы. А еще на удочки пермским рыбакам попадаются ерши,лещи, налимы, окуни, в чистых северных реках – таймени и хариусы.

Среди птиц, населяющих Пермский край, есть воробьи,вороны,дятлы, иволги, куропатки, ласточки, синицы.

На летний период просим родителей понаблюдать с детьми за пермской фауной при выездах на природу, дачные участки, заповедники.

 

 

 

Конспект занятия в подготовительнойгруппе

На тему: «Ёжик в гостях у ребят».

Программное содержание:

·        Учить детей связно, последовательно и выразительно  рассказывать о ежах, используя в речи сложноподчинённые предложения.

·        Расширять  и формировать знания  детей  о  ежах (внешний вид, образ жизни, питание,  повадки).  Учить понимать природные   взаимосвязи.

·        Развивать любовь к природе, животному  миру.

·        Развивать  творчество  детей.

·        Воспитывать  бережное   отношение к живому миру, природе.

Материал:

Картинки с изображением ежей, игрушка-ёжик.

Предварительная работа:

Рассматривание картины «Ежи», чтение рассказа « Ёж» Е. Чарушина.

 

Ход занятия:

Воспитатель,обращаясь к детям, говорит: «Дети, сегодня я вам принесла зверька, которого вы вероятно видели. Я загадаю вам загадку:

Он живёт в лесу дремучем.

Сам он круглый и колючий.

Угадайте: это кто же?

 Ну конечно, это …..(ёж)

Воспитатель выкладывает игрушку ёжика перед детьми.

Воспитатель:Конечно, это ёжик. Разные звери живут в лесу. У каждого свой характер, свои повадки. Как вы, думаете, какой  ёж? (Ответы  детей).

Воспитатель: Ёж маленький зверёк – маленькие лапки, чёрный нос, на мордочке, словно маленькие пуговки – глаза. Обитают ежи в разреженных широколиственных лесах, запущенных садах, зарослях кустарников. Ёж –небольшой зверек с овальным телом серой окраски. Мордочка вытянута,уши торчащие или прижатые. Спина и бока покрыты иголками,на мордочке и животе мягкая серая шерсть,лапки короткие одинаковой длины,на них пальцы с когтями; у ежа маленький хвост. Знаете, что ежи любят кушать? (Ответы детей).

Воспитатель:Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.
Колючки всегда спасают его  от врагов.  Свернётся клубком, попробуй,  схвати его. Не страшны ему ни волк,  ни лиса. Все ежа видели, все его знают, и все его любят, хоть он на вид и сердитый. При встрече съежиться в шар и недовольно пыхтит. Рассерженный моток колючей проволоки. Этакий нелюдимый лесной колобок: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя-то и подавно уйду».И уйдет! Высунет  из колючего мотка мокрый рубчатый нос. Потом заблестит озорной черный глаз. Носом пошмыгает, глазом покрутит – да как припустит со всех четырех! Только пяточки замелькают.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем

 

 

Физминутка

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Не умел он топать —Топ-топ-топ.

(Выполняют "топотушки").

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг

(Прыгают на двух ногах).

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

 

А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,

 

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Научили топать — Топ-топ-топ.

(Выполняют "топотушки").

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,

(Прыгают на двух ногах).

Научили бегать…

Бегают на месте.

 

 

 

Воспитатель: Ёж ведет сумеречный и ночной образ жизни. Днём ежи спят в гнездах или ямках, которые выстилают листьями или сеном,в сумерках выходят на охоту.

Размножаются весной. Ежата (5-7шт) рождаются слепыми и голыми,без иголок – иголки появляются через несколько часов.

 Воспитатель: А вы знаете как зимуют ежи? (ответы детей). На зиму еж накапливает жир и впадает в продолжительную и глубокую спячку; залегает он в углублениях почвы, наполненных опавшей листвой, в покинутых норах, среди лесного хвороста. Просыпается он рано весной, с прекращением морозов.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали про ежа (ответы детей).А что бы вы лучше все запомнили, давайте каждый слепит или нарисует дома ежа, а мы сделаем в группе выставку.